Дни памяти преподобных Андроника и Саввы Московских:
26 июня
19 июля - Собор Радонежских святых
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
Первые сведения о преподобном Андронике известны нам из жития преподобного Сергия Радонежского, которое было составлено около 1418 года преподобным Епифанием Премудрым. Позднее, в 1440 году, иеромонах Пахомий Логофет дополнил его некоторыми подробностями.
Преподобный Андроник «был из отечества святого Сергия» – из-под Ростова Великого. Юношей пришел в Троицкий монастырь, и преподобный Сергий постриг его в монашество с именем Андроник. Видя, что молодой инок любит безмолвие и молчание, старец благословил его жить в келии одному. «Тихий, кроткий, смиренный», преподобный Андроник был одним из любимых учеников Преподобного Сергия.
Через 10 лет подвижник открыл наставнику свое желание основать монастырь. И ему представилась такая возможность.
Однажды в Троицкий монастырь прибыл митрополит Московский Алексий.
– Возлюбленный отец, хочу просить одного благодеяния у твоей духовной любви ко мне, – обратился он к преподобному Сергию.
– Ничто не возбранено в моей обители для твоей святыни.
– Хочу, – сказал Алексий, – чтобы ты дал мне одного из твоих учеников, я намерен с помощью Божией построить монастырь во исполнение обета моего. Когда плыл я из Царьграда, поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн, и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание.
– Доброе дело, – сказал старец, – да даст тебе Господь выполнить его! А все, чего потребуешь от сына твоего, готово пред тобою.
Святитель наделил Троицкий монастырь милостыней и в тот же день забрал с собой в Москву преподобного Андроника.
Место под монастырь было избрано в 4-х верстах от Кремля, на речке Яузе. Сам Преподобный Сергий приходил благословить строительство. Уже в 1361 году была воздвигнута церковь. Митрополит освятил ее в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя и поставил в храме икону Образа Христова, обложенную золотом, которую сам привез из Константинополя. Первым игуменом обители стал преподобный Андроник. Подвижник ввел в монастыре общежительный устав.
Через некоторое время авва Сергий навестил ученика и благословил с молитвой: «Господи, призри с неба, и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святаго Твоего имени». Монастырское предание сохранило память и о втором посещении Троицкого Игумена. Это было в 1365 году. Преподобный долго беседовал с учеником, а затем отправился в Нижний Новгород. На месте беседы была поставлена часовня.
Одно из поздних преданий повествует, что благоверный князь Димитрий Донской († 1389 г.) заезжал в Спасо-Андроников монастырь до Куликовской битвы (1380 г.), а после победы здесь было встречено русское войско. Эти события и предания свидетельствуют, что Андроников монастырь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя пользовался особым покровительством как великокняжеского дома и Московской митрополичьей кафедры, так и Троице-Сергиева монастыря. Слава об обители и духовных подвигах преподобного Андроника распространялась по Руси, так что многие, взыскующие иноческого жития, стали к нему собираться.
Чем более умножалось братство, тем большие подвиги принимал на себя преподобный Андроник. Он старался преуспевать в усиленном воздержании, ночных бдениях, посте и молитве. И кто может поведать как он, добрый муж, исправлял других? Каждого он, как отец, поучал, запрещал, умолял и восстанавливал на брань с невидимыми врагами и всех приводил к согласию кротостью.
Так богоугодно прожил он много лет, нося на себе тяжесть всех. Когда же преподобный Андроник уразумел свое отшествие к Богу, он вручил паству своему ученику преподобному Савве, который сиял многими добродетелями. А сам, поучив братию о духовной пользе, отошел ко Господу 13/26 июня 1395 года).
Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря.
О жизни игумена Саввы до нас дошли скудные сведения. Известно, что при нем монастырь продолжал процветать. Преподобный Савва также содержал преданную ему паству в благочестии, чистоте и святости. Ради его великих иноческих добродетелей его почитали великие князья, иноки и народ. Поэтому и умножилось духовное стадо его учеников, из которых многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые стали епископами. Пожив богоугодно и благочестно много лет, преподобный Савва отошел ко Господу около 1410 года.
«Радуйтеся, преподобнии отцы наши Андрониче и Савво, обители Сладчайшаго Господа Иисуса Бога нашего первоначальницы и преславнии чудотворцы».
Тропарь, глас 2:
Плоды добродетелей на земли принесши, преподобнии отцы, в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, Юже дерзновенно молите спастися душам нашим.
Перевод: Плоды добродетелей принеся на земле, преподобные отцы, в Небесных чертогах сейчас благоухаете, как райские цветы, и лицом к лицу созерцаете Пресвятую Троицу, Ее же с дерзновением молите о спасении наших душ.
Ин тропарь, глас 8:
От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, в пустыни вселистеся Сергия великаго, того житию последующе, плоды смирения и послушания возрастили есте, сего ради сподобившеся быти строители и первоначальницы обетныя обители святителя Алексия, с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение и душам нашим велию милость.
Перевод: С юности своей, преподобные отцы Андроник и Савва, в пустынь вселились Сергия великого, его житию последовав, плоды смирения и послушания вы возрастили, потому удостоившись быть строителями и начальниками устроенного по обету монастыря святителя Алексия, с ним же испросите у Христа Бога верующим людям здоровье и спасение, и душам нашим великую милость.
Кондак, глас 3:
Вас молим, преподобнии отцы наши, телом почивающия на земли, духом же Божию Престолу предстоящия; молитеся о граде Москве и о всех, почитающих честную память вашу.
Перевод: Вас молим, преподобные отцы наши, телом почивающие на земле, духом же предстоящии Престолу Божию, молитесь о городе Москве и обо всех почитающих драгоценную память вашу.
Величание
Ублажаем вас, преподобнии отцы Андрониче и Савво, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Молитва святым преподобным Андронику и Савве Московским
О всехвальная и досточудная двоице, преподобнии отцы наши Андрониче и Савво!
Услышите моление сие наше, утолите печали наша и болезни наша исцелите; веруем бо и уповаем, яко вся потребная нам всегда даруете; ведите убо преславнии, яко ладия души нашея мала есть, море же бурно и велико зело.
Темже вопием вам: услышите нас преподобнии, и помозите нам многомятежное море жития сего прейти и брега пристанища тихаго достигнути, да сподобимся насладитися безсмертнаго жития и в радости и веселии со ангелы и всеми святыми воспевати и превозносити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобнии отцы Андрониче и Савво, молите Бога о нас.
26 июня
19 июля - Собор Радонежских святых
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
Первые сведения о преподобном Андронике известны нам из жития преподобного Сергия Радонежского, которое было составлено около 1418 года преподобным Епифанием Премудрым. Позднее, в 1440 году, иеромонах Пахомий Логофет дополнил его некоторыми подробностями.
Преподобный Андроник «был из отечества святого Сергия» – из-под Ростова Великого. Юношей пришел в Троицкий монастырь, и преподобный Сергий постриг его в монашество с именем Андроник. Видя, что молодой инок любит безмолвие и молчание, старец благословил его жить в келии одному. «Тихий, кроткий, смиренный», преподобный Андроник был одним из любимых учеников Преподобного Сергия.
Через 10 лет подвижник открыл наставнику свое желание основать монастырь. И ему представилась такая возможность.
Однажды в Троицкий монастырь прибыл митрополит Московский Алексий.
– Возлюбленный отец, хочу просить одного благодеяния у твоей духовной любви ко мне, – обратился он к преподобному Сергию.
– Ничто не возбранено в моей обители для твоей святыни.
– Хочу, – сказал Алексий, – чтобы ты дал мне одного из твоих учеников, я намерен с помощью Божией построить монастырь во исполнение обета моего. Когда плыл я из Царьграда, поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн, и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание.
– Доброе дело, – сказал старец, – да даст тебе Господь выполнить его! А все, чего потребуешь от сына твоего, готово пред тобою.
Святитель наделил Троицкий монастырь милостыней и в тот же день забрал с собой в Москву преподобного Андроника.
Место под монастырь было избрано в 4-х верстах от Кремля, на речке Яузе. Сам Преподобный Сергий приходил благословить строительство. Уже в 1361 году была воздвигнута церковь. Митрополит освятил ее в честь Пречистого Нерукотворенного Образа Спасителя и поставил в храме икону Образа Христова, обложенную золотом, которую сам привез из Константинополя. Первым игуменом обители стал преподобный Андроник. Подвижник ввел в монастыре общежительный устав.
Через некоторое время авва Сергий навестил ученика и благословил с молитвой: «Господи, призри с неба, и виждь, и посети место сие, которое Ты благоизволил создать во славу святаго Твоего имени». Монастырское предание сохранило память и о втором посещении Троицкого Игумена. Это было в 1365 году. Преподобный долго беседовал с учеником, а затем отправился в Нижний Новгород. На месте беседы была поставлена часовня.
Одно из поздних преданий повествует, что благоверный князь Димитрий Донской († 1389 г.) заезжал в Спасо-Андроников монастырь до Куликовской битвы (1380 г.), а после победы здесь было встречено русское войско. Эти события и предания свидетельствуют, что Андроников монастырь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя пользовался особым покровительством как великокняжеского дома и Московской митрополичьей кафедры, так и Троице-Сергиева монастыря. Слава об обители и духовных подвигах преподобного Андроника распространялась по Руси, так что многие, взыскующие иноческого жития, стали к нему собираться.
Чем более умножалось братство, тем большие подвиги принимал на себя преподобный Андроник. Он старался преуспевать в усиленном воздержании, ночных бдениях, посте и молитве. И кто может поведать как он, добрый муж, исправлял других? Каждого он, как отец, поучал, запрещал, умолял и восстанавливал на брань с невидимыми врагами и всех приводил к согласию кротостью.
Так богоугодно прожил он много лет, нося на себе тяжесть всех. Когда же преподобный Андроник уразумел свое отшествие к Богу, он вручил паству своему ученику преподобному Савве, который сиял многими добродетелями. А сам, поучив братию о духовной пользе, отошел ко Господу 13/26 июня 1395 года).
Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря.
О жизни игумена Саввы до нас дошли скудные сведения. Известно, что при нем монастырь продолжал процветать. Преподобный Савва также содержал преданную ему паству в благочестии, чистоте и святости. Ради его великих иноческих добродетелей его почитали великие князья, иноки и народ. Поэтому и умножилось духовное стадо его учеников, из которых многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые стали епископами. Пожив богоугодно и благочестно много лет, преподобный Савва отошел ко Господу около 1410 года.
«Радуйтеся, преподобнии отцы наши Андрониче и Савво, обители Сладчайшаго Господа Иисуса Бога нашего первоначальницы и преславнии чудотворцы».
Тропарь, глас 2:
Плоды добродетелей на земли принесши, преподобнии отцы, в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, Юже дерзновенно молите спастися душам нашим.
Перевод: Плоды добродетелей принеся на земле, преподобные отцы, в Небесных чертогах сейчас благоухаете, как райские цветы, и лицом к лицу созерцаете Пресвятую Троицу, Ее же с дерзновением молите о спасении наших душ.
Ин тропарь, глас 8:
От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, в пустыни вселистеся Сергия великаго, того житию последующе, плоды смирения и послушания возрастили есте, сего ради сподобившеся быти строители и первоначальницы обетныя обители святителя Алексия, с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение и душам нашим велию милость.
Перевод: С юности своей, преподобные отцы Андроник и Савва, в пустынь вселились Сергия великого, его житию последовав, плоды смирения и послушания вы возрастили, потому удостоившись быть строителями и начальниками устроенного по обету монастыря святителя Алексия, с ним же испросите у Христа Бога верующим людям здоровье и спасение, и душам нашим великую милость.
Кондак, глас 3:
Вас молим, преподобнии отцы наши, телом почивающия на земли, духом же Божию Престолу предстоящия; молитеся о граде Москве и о всех, почитающих честную память вашу.
Перевод: Вас молим, преподобные отцы наши, телом почивающие на земле, духом же предстоящии Престолу Божию, молитесь о городе Москве и обо всех почитающих драгоценную память вашу.
Величание
Ублажаем вас, преподобнии отцы Андрониче и Савво, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Молитва святым преподобным Андронику и Савве Московским
О всехвальная и досточудная двоице, преподобнии отцы наши Андрониче и Савво!
Услышите моление сие наше, утолите печали наша и болезни наша исцелите; веруем бо и уповаем, яко вся потребная нам всегда даруете; ведите убо преславнии, яко ладия души нашея мала есть, море же бурно и велико зело.
Темже вопием вам: услышите нас преподобнии, и помозите нам многомятежное море жития сего прейти и брега пристанища тихаго достигнути, да сподобимся насладитися безсмертнаго жития и в радости и веселии со ангелы и всеми святыми воспевати и превозносити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобнии отцы Андрониче и Савво, молите Бога о нас.