Название предмета: Божий мир глазами детей
Педагог: Чекменева Серафима Владимировна
Цели и задачи занятий: Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства.
Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Так, приобщаясь к духовной культуре, человек одновременно приобщается и к своей природной сущности, развивая свои базовые – универсальные – способности:
К целостному, образному мышлению;
К сопереживанию с окружающим миром;
К творческой деятельности.
В основе воспитательной функции искусства лежат:
А) свойство обобщенно и образно отражать действительность в ее противоречивых проблемах;
Б) возможность оценить действительность с точки зрения ее гармоничного развития, критерием чего является эстетический идеал художника, его представления о прекрасном; Внутренний диалог человека с Богом – творцом.
В) коллективная форма процесса восприятия, ее «соборность»;
Г) эмоциональность воздействия произведения искусства на человека, основанная на эффекте сопереживания;
Д) полифоничность художественного восприятия, базируемая на комплексных способностях нашего мозга (вот почему деление искусства на пространственные и временные в достаточной мере условно, потому что наш четырехмерный мир всегда представлен в любом виде искусства – прямо или опосредованно);
Е) творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция.
Задача первая
Овладение «золотым фондом» художественного наследия мира, формирование у ребенка эмоциональной отзывчивости на прекрасное, развитие у него чувства сопереживания, «зоркости души» (Б.М. Неменский), целостности восприятия. Религиозно-нравственное обучение и воспитание заключается в сообщении детям начатков знаний о Боге, Православной Церкви и вере; пробуждение желания жить со Христом, через созерцание и воспроизведение мира в художественно эстетической форме.
Задача вторая
Приобщение ученика к образному языку искусства путем постижения художественных средств его выразительности, специальных знаний, умений и навыков.
Задача третья
Формирование художественных интересов и творческой активности личности, ее эстетического идеала, раскрытие художественной картины мира. С решением этой задачи связано формирование у учащихся потребности ставить перед собой и решать творческие задачи, реализация которых и повлечет за собой развитие у них универсальных творческих способностей к фантазии, воображению, интуиции, гибкости мышления, умения переносить представления и понятия в смежные области, восстанавливать целостную картину действительности по ее фрагменту, развитие интереса к поискам аналогий и гармонизации противоречий (ученик-творец).
Программа по художественно – эстетическому развитию детей 6 – 12 лет.
«Божий мир глазами детей»
1. Здравствуй, школа.
2. Царство воздуха. Небо
3. Царство рыб.
4. Осенний лес
5. Осенний пейзаж
6. День матери. Портрет.
7. Мой любимый храм.
1. Первый снег.
2. В моё окошко постучал мороз.
3. Тройка мчится.
4. Наступает новый год.
5. Снеговик.
6. Белые медведи.
7. Рождество в моём доме.
1. К нам прилетели снегири.
2. Сказочный лес.
3. Зимний лес.
4. Зимние забавы.
5. Снежные узоры.
6. Синички-сестрички
7. Рисуем сказку.
8. Тает лёд
1. Подснежники
2. Букет на столе
3. Первые листочки
4. Великий пост.
5. Вербное Воскресение.
6. Пасха! Светлое Христово Воскресение!
7. Весна, весна на улице.
8. Белеет парус одинокий
1. Великая Победа!
2. Добрые дела.
3. Лето наступает.
4. Праздник Троицы.
5. До – свидания любимая школа!
6. Весна, весна на улице.
7. Белеет парус одинокий.
8. Троица – люблю берёзу русскую.
9. До свиданья, школа.