О законах мира. Суббота пред Рождеством Христовым
Лк.13:18–29; Гал.3:8–12
В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4–5).
И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос.
Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира.
Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути».
Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире.
Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божиему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ.
Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями.
И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан.
«Когда в знакомой нам семье рождается ребенок, многое в нашей реакции будет зависеть от того, насколько семья нам симпатична. Если это неблизкие люди – родился, и слава Богу. Если это те, кто нам дорог, мы стараемся чем-то помочь, готовим подарки, спрашиваем, сколько младенец весит.
Сейчас «грядет родитися» Тот Младенец, Который, на первый взгляд, никак не относится к нам лично. Это Вифлеемское событие очень далеко от нас и территориально, и в веках.
Но именно рождение Этого Младенца – единственное в человеческой истории, которое имеет отношение ко всем. Более того, это рождение будет пронизывать и преображать само наше существование, войдет в нашу плоть и кровь. Все в нашей жизни окажется в связи с Тем, Кому через несколько часов предстоит издать первый крик в Вифлееме.
Великий Бог избирает родиться, приняв зрак раба, образ человеческого младенца. Мы знаем, что взрослые к маленьким детям относятся по-разному: бывают добры, ласкательны, бывают очень строги, а бывают и жестоки. Во всяком случае, ребенок полностью находится во власти взрослого человека. Да и не только взрослого. Старшие дети очень часто норовят показать силу по отношению к младшим, управлять ими, демонстрировать, что они умнее и значительнее.
Господь, Создатель всякой твари, выбирает явиться людям в уязвимости младенчества. Как тот, над которым всякий имеет власть, а он ни над кем. Делай с Ним все, что хочешь: вот Он лежит в яслях. И, как мы увидим вскоре, желание причинить зло не замедлило. И пролилась первая кровь ради Христа.
Лежит в яслях уязвимый Неуязвимый. Неприкосновенный Бог доступен в земном мире прикосновению – и удару – каждого. Так может явиться только любящий Бог. Он мог бы миллион слов сказать о том, как Он любит Свое человечество. Но Он просто является в мир беззащитным Младенцем, и уже не надо ничего говорить».
И всю Свою земную жизнь Христос будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь. И все это – тесным путем.
Есть много заманчивых дверей, к ним спешат, торопятся, стремятся, но они никуда не ведут. Из всех дверей лишь одна открывает путь к Господу. Только одна.
И Бог говорит нам, что эта дверь — узкая, и требуется усилие, чтобы пройти через нее.
Наша вера и радость в Рождество Христа — это «закон зерна», наше исповедание и церковная жизнь – «закон закваски», а те препятствия, которые приходится преодолевать в исповедании Бога – «закон о тесных вратах».
И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».
Итак, «закон зерна», «закон закваски», «закон тесного пути». Это – всеобщие законы мира. В этот мир Господь готовится прийти, чтобы подчиниться этим законам; чтобы через эти законы спасти нас; и чтобы еще раз указать нам на них.
Все просто и одновременно сложно.
Иначе и быть не может. Потому что цель — в необъятном величии, в Царстве Небесном. И это величие каждый может постичь и обрести. Можно с грядущего Рождества Христова начать, только не забудьте голову наклонить, когда в вертеп заходить или заглядывать будете. Врата там тесные, но ТО, что увидите и узнаете –ВЕЧНОЕ.
Тропарь предпразднества, глас 4;
Готовися, Вифлееме,отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.
Кондак предпразднества, глас 3;
Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Лк.13:18–29; Гал.3:8–12
В самый день Рождества Христова Апостол скажет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от Жены, подчинился закону», «дабы нам получить усыновление» (Гал.4:4–5).
И не только Моисееву закону подчинил Себя Христос.
Сегодня напоминается о трех важнейших законах сотворенного Богом мира.
Это – «закон зерна», «закон закваски», и «закон тесного пути».
Господь говорит: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его»? – И не находит ничего более подходящего, чем обычное зерно и обычную закваску. По закону зерна все приходит в мир, а по закону закваски все происходит в мире.
Причем, по «закону зерна», одно приносит много других зерен. Но, чтобы это произошло, оно должно пройти тесным путем. Оно должно умереть. Так и Авраам сначала был одиноким странником в чужой земле, стесненный соседними племенами, потерявший надежду иметь наследника. И он поистине умер, когда, по повелению Божиему, занес нож над своим долгожданным сыном! И от него произошел многочисленный народ.
Этот народ, в свою очередь, был заквашен и верою своего праотца, и Моисеевым законодательством, и потом – пророческими словами. Этот народ Бог тоже повел тесным путем – долгого рабства, сорокалетнего пути по пустыне, и уже в обетованной земле тоже стеснил жестокими соседями.
И как для всего необходимо время, так и здесь – закваска постепенно делала свое дело. Народ проникался и праведностью, и ожиданием грядущего Спасителя. Через Дочь, воспитанную в этом народе, Спаситель пришел в мир. Сынами этого народа Он будет повсюду проповедан.
«Когда в знакомой нам семье рождается ребенок, многое в нашей реакции будет зависеть от того, насколько семья нам симпатична. Если это неблизкие люди – родился, и слава Богу. Если это те, кто нам дорог, мы стараемся чем-то помочь, готовим подарки, спрашиваем, сколько младенец весит.
Сейчас «грядет родитися» Тот Младенец, Который, на первый взгляд, никак не относится к нам лично. Это Вифлеемское событие очень далеко от нас и территориально, и в веках.
Но именно рождение Этого Младенца – единственное в человеческой истории, которое имеет отношение ко всем. Более того, это рождение будет пронизывать и преображать само наше существование, войдет в нашу плоть и кровь. Все в нашей жизни окажется в связи с Тем, Кому через несколько часов предстоит издать первый крик в Вифлееме.
Великий Бог избирает родиться, приняв зрак раба, образ человеческого младенца. Мы знаем, что взрослые к маленьким детям относятся по-разному: бывают добры, ласкательны, бывают очень строги, а бывают и жестоки. Во всяком случае, ребенок полностью находится во власти взрослого человека. Да и не только взрослого. Старшие дети очень часто норовят показать силу по отношению к младшим, управлять ими, демонстрировать, что они умнее и значительнее.
Господь, Создатель всякой твари, выбирает явиться людям в уязвимости младенчества. Как тот, над которым всякий имеет власть, а он ни над кем. Делай с Ним все, что хочешь: вот Он лежит в яслях. И, как мы увидим вскоре, желание причинить зло не замедлило. И пролилась первая кровь ради Христа.
Лежит в яслях уязвимый Неуязвимый. Неприкосновенный Бог доступен в земном мире прикосновению – и удару – каждого. Так может явиться только любящий Бог. Он мог бы миллион слов сказать о том, как Он любит Свое человечество. Но Он просто является в мир беззащитным Младенцем, и уже не надо ничего говорить».
И всю Свою земную жизнь Христос будет идти тесным путем – и добровольного поста, и терпения вражды, и, наконец, распятия и смерти. Погребенный в земле, Он станет зерном новой, благодатной жизни Царствия Небесного. Как закваску, пошлет Он Духа Святого в среду учеников, чтобы постепенно преображалась от веры в веру Его Церковь. И все это – тесным путем.
Есть много заманчивых дверей, к ним спешат, торопятся, стремятся, но они никуда не ведут. Из всех дверей лишь одна открывает путь к Господу. Только одна.
И Бог говорит нам, что эта дверь — узкая, и требуется усилие, чтобы пройти через нее.
Наша вера и радость в Рождество Христа — это «закон зерна», наше исповедание и церковная жизнь – «закон закваски», а те препятствия, которые приходится преодолевать в исповедании Бога – «закон о тесных вратах».
И кто думает, что и без тесного пути можно благополучно пройти по миру и выйти из него, тот тщетно будет «стучать в» запертые «двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». И тогда уже не поможет ни то, что Он приходил, ни то, что жил с нами, ни то, что распялся за нас. И услышим: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Потому что только «верующие благословятся с верным Авраамом».
Итак, «закон зерна», «закон закваски», «закон тесного пути». Это – всеобщие законы мира. В этот мир Господь готовится прийти, чтобы подчиниться этим законам; чтобы через эти законы спасти нас; и чтобы еще раз указать нам на них.
Все просто и одновременно сложно.
Иначе и быть не может. Потому что цель — в необъятном величии, в Царстве Небесном. И это величие каждый может постичь и обрести. Можно с грядущего Рождества Христова начать, только не забудьте голову наклонить, когда в вертеп заходить или заглядывать будете. Врата там тесные, но ТО, что увидите и узнаете –ВЕЧНОЕ.
Тропарь предпразднества, глас 4;
Готовися, Вифлееме,отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.
Кондак предпразднества, глас 3;
Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.