Сщмч. Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, и мч. Варул Антиохийский, отрок.
Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан (в 303 г.) он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью, открыто увещевал отпадших к раскаянию.
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной.
Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. За это его схватили и подвергли мучениям.
Повешенный на дереве и раздираемый железными гвоздями, он мужественно переносил страдание. Множество народа присутствовало при этом зрелище казни, между прочими стоял и семилетний отрок Варул. Мученик Роман, указывая на него, с укоризною сказал судье:
— Это дитя разумнее тебя..., хотя ему и немного лет, но рожденное от христиан оно знает истинного Бога, а ты дожил до старости и, как язычник, не знаешь Его...
Удивленный судья, подозвав к себе Варула, спросил его:
— Какого ты почитаешь Бога?
— Бога – Христа почитаю», – отвечал отрок.
— Но что лучше, – спросил еще судия, – одного ли бога почитать, или многих?
— Лучше почитать одного Бога, Иисуса Христа.
— Чем же лучше наших богов ваш Бог – Христос? – продолжал спрашивать язычник.
— Тем лучше, что Он один – истинный Бог, Который создал нас всех, а ваши боги – демоны и не создали ничего...
И много еще дал подобных разумных ответов малолетный, в душу которого, очевидно, мать почти с молоком поспешила перелить свои христианские верования...
Это дитя, подавшее голос за Христа, было осуждено на смертную казнь. Тогда выступила из толпы мать его (имя которой осталось неизвестным) и, взяв на руки своего сына, стала уговаривать его не бояться смерти... И лаская, и обнимая его, она сама понесла его на место казни.
— Не бойся смерти, мое милое дитя, – говорила она ему, – ты не умрешь, но будешь всегда жить с Христом в Его чудном раю вместе со святыми ангелами Его...
И из объятий своих передала сама мать под меч головку ребенка своего..., а после казни собрала кровь его в чистый сосуд и предала погребению чистейшие останки его.
Между тем продолжались мучения Романа. Галерий повелел отсечь ему язык, но мученик, не имея языка, говорил еще яснее прежнего, исповедуя веру свою; его заключили в оковы, растянули на деревянной колодке, подняли на высоту и сокрушали петлею челюсти его, – как свидетельствует церковный писатель Евсевий, современник этого события.
Мощи святого мученика Романа были впоследствии перенесены и положены в храме, построенном во имя его в Константинополе равноапостольною царицею Еленою.
Протоиерей Григорий Дьяченко в своем поучении говорит об уроках из жизни сщмч. Романа и мч. отрока Варула:
1 - небесная истина открыта младенцам и
2 - увещание заботиться о воспитании детей в духе святой веры.
1. С какой точностью сбывается слово Господне, что Отец небесный утаил святую истину Свою от премудрых и разумных и открыл ее младенцам?
Не то же ли видим и теперь? Посмотрите на воспитанное в благочестии христианском дитя, которое на вопрос ваш: откуда произошед мир? ответит вам со всею искренностью сердечной веры: Бог сотворил небо и землю силою всемогущего слова Своего.
Не разумнее ли оно тех мудрецов, которые пишут большие книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый вывод науки очень старую языческую басню, будто мир самобытен, что материя сама в себе имеет силы, которыми мало-по-малу, в течение неисчислимых веков, вырабатывается все, что видим ныне в окружающем нас мире? Если бы кто согласился с этой безумной баснею, тот должен согласиться и с тем, что и дом сам собой построился, и книга составилась сама собой из рассыпанных наугад букв, без всякого участия какой-либо разумной силы.
Но если и такие ничтожные вещи, как построить дом или написать книгу, нельзя совершить без разумной воли человека, то кто же кроме безумного может утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и целесообразно устроенный мир, с безчисленными творениями Божиими мог сам собой из случайного сцепления частиц устроиться и развиться по известному плану?
Или, когда на вопрос ваш: откуда произошел человек? дитя скажет вам, что Господь Бог создал тело человека из земли и оживотворил его душею разумною и безсмертною, созданною по образу и подобию Божию: не умнее ли оно в тысячу раз тех разумников, которые хвалятся новым открытием своей объюродевшей мудрости, что они выродились от животных и что жребий человеку и жребий скотом жребий един есть?
Поистине, «Господи небесе и земли, Ты утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою!» Так наказуешь Ты слепотою тех, которые отвращаются от Тебя, Света истиннаго, просвещающего всякого человека! Так обуяеш Ты премудрость мира сего, «понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога!» (1Кор.1,;21). Так предаешь Ты «в неискусен ум творити неподобная» тех, которые не хотят познать «Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси, Иисуса Христа!» Так оставляешь идти путем вечной тьмы и погибели тех, которые не хотят последовать с искреннею верою и любовию Тому, Который есть «путь, истина и живот!»
2. Увещание заботиться о воспитании детей в духе святой веры.
Особенно поучительно для нас то обстоятельство, что в древней христианской церкви благочестивые родители почитали святым долгом своим не только научить детей своих истинам веры Христовой с самого раннего возраста, едва начнут только развиваться их душевные силы, но воодушевить их той крепкой, непобедимой любовью к Господу Иисусу Христу, которая укрепляла самых младенцев к перенесению страшных мучений за имя Христово, и тем живым упованием вечной жизни во Христе Иисусе, которое делало для них не страшною, а радостною самую смерть за Христа. Отрок Варул, – так назывался этот дивно-прекрасный дитя-мученик, не был приготовляем каким-либо особым образом к такому испытанию в вере. Он взят был внезапно из числа подобных ему детей, и, однако же оказался не только совершенным в познании Христа Господа, но и готовым страдать и умереть за святое и поклоняемое имя Его.
В этом-то истинно христиаском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям, потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей.
Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовью к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении. Они и здесь, на земле, приемлют достойную мзду за свое небрежение; что-ж ожидает их за гробом?
Помните ли, с какою любовью и благостью принимал Господь Иисус Христос приходящих к Нему детей «и объемль их», «возложь руце на них, благословяше их». Так драгоценна в очах Божиих омытая кровию Христовою душа дитяти христианина! Кто бережет ее для царствия Божия, тот окажет драгоценнейшую услугу Господу Иисусу Христу. «Оставите детей и не браните им приходити ко Мне: таковых бо есть царствие Божие». (См. Проп Димитрия, архиеп. Херсонского т. II).
Братия и сестры! Запечатлеем эти уроки в наших сердцах и будем молить Господа, да подаст Он Свою небесную помощь следовать им, дабы не лишиться нам жизни вечной и не погубить для нее своим небрежением наших детей. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко с доп. по «Полн. собр. проп.» Димитрия архиеп. херсон. и одес. т II, изд. 1889 г).
Тропарь, глас 4:
Мученицы Твои, Господи, Романе и отрок Варуле, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, Романе и отрок Варуле, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 2:
Светильницы светлии явльшеся, Божественнии мученицы, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе, и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.
Величание:
Величаем вас, страстотерпицы святыя Романе и отрок Варуле, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Молитва
Святии мученицы Романе и Варуле, призрите с Небеснаго чертога на требующих вашей помощи и не отвергните прошений наших; но яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани.
Да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, и да не во зло обратим блага, даруемая нам от всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны; и да укрепит во всем мире Свою едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею кровию.
Молитеся прилежно, святии мученицы, да утвердит Христос Бог во Святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святии мученицы Романе и отрок Варуле, молите Бога о нас.
Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан (в 303 г.) он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью, открыто увещевал отпадших к раскаянию.
Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной.
Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. За это его схватили и подвергли мучениям.
Повешенный на дереве и раздираемый железными гвоздями, он мужественно переносил страдание. Множество народа присутствовало при этом зрелище казни, между прочими стоял и семилетний отрок Варул. Мученик Роман, указывая на него, с укоризною сказал судье:
— Это дитя разумнее тебя..., хотя ему и немного лет, но рожденное от христиан оно знает истинного Бога, а ты дожил до старости и, как язычник, не знаешь Его...
Удивленный судья, подозвав к себе Варула, спросил его:
— Какого ты почитаешь Бога?
— Бога – Христа почитаю», – отвечал отрок.
— Но что лучше, – спросил еще судия, – одного ли бога почитать, или многих?
— Лучше почитать одного Бога, Иисуса Христа.
— Чем же лучше наших богов ваш Бог – Христос? – продолжал спрашивать язычник.
— Тем лучше, что Он один – истинный Бог, Который создал нас всех, а ваши боги – демоны и не создали ничего...
И много еще дал подобных разумных ответов малолетный, в душу которого, очевидно, мать почти с молоком поспешила перелить свои христианские верования...
Это дитя, подавшее голос за Христа, было осуждено на смертную казнь. Тогда выступила из толпы мать его (имя которой осталось неизвестным) и, взяв на руки своего сына, стала уговаривать его не бояться смерти... И лаская, и обнимая его, она сама понесла его на место казни.
— Не бойся смерти, мое милое дитя, – говорила она ему, – ты не умрешь, но будешь всегда жить с Христом в Его чудном раю вместе со святыми ангелами Его...
И из объятий своих передала сама мать под меч головку ребенка своего..., а после казни собрала кровь его в чистый сосуд и предала погребению чистейшие останки его.
Между тем продолжались мучения Романа. Галерий повелел отсечь ему язык, но мученик, не имея языка, говорил еще яснее прежнего, исповедуя веру свою; его заключили в оковы, растянули на деревянной колодке, подняли на высоту и сокрушали петлею челюсти его, – как свидетельствует церковный писатель Евсевий, современник этого события.
Мощи святого мученика Романа были впоследствии перенесены и положены в храме, построенном во имя его в Константинополе равноапостольною царицею Еленою.
Протоиерей Григорий Дьяченко в своем поучении говорит об уроках из жизни сщмч. Романа и мч. отрока Варула:
1 - небесная истина открыта младенцам и
2 - увещание заботиться о воспитании детей в духе святой веры.
1. С какой точностью сбывается слово Господне, что Отец небесный утаил святую истину Свою от премудрых и разумных и открыл ее младенцам?
Не то же ли видим и теперь? Посмотрите на воспитанное в благочестии христианском дитя, которое на вопрос ваш: откуда произошед мир? ответит вам со всею искренностью сердечной веры: Бог сотворил небо и землю силою всемогущего слова Своего.
Не разумнее ли оно тех мудрецов, которые пишут большие книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый вывод науки очень старую языческую басню, будто мир самобытен, что материя сама в себе имеет силы, которыми мало-по-малу, в течение неисчислимых веков, вырабатывается все, что видим ныне в окружающем нас мире? Если бы кто согласился с этой безумной баснею, тот должен согласиться и с тем, что и дом сам собой построился, и книга составилась сама собой из рассыпанных наугад букв, без всякого участия какой-либо разумной силы.
Но если и такие ничтожные вещи, как построить дом или написать книгу, нельзя совершить без разумной воли человека, то кто же кроме безумного может утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и целесообразно устроенный мир, с безчисленными творениями Божиими мог сам собой из случайного сцепления частиц устроиться и развиться по известному плану?
Или, когда на вопрос ваш: откуда произошел человек? дитя скажет вам, что Господь Бог создал тело человека из земли и оживотворил его душею разумною и безсмертною, созданною по образу и подобию Божию: не умнее ли оно в тысячу раз тех разумников, которые хвалятся новым открытием своей объюродевшей мудрости, что они выродились от животных и что жребий человеку и жребий скотом жребий един есть?
Поистине, «Господи небесе и земли, Ты утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою!» Так наказуешь Ты слепотою тех, которые отвращаются от Тебя, Света истиннаго, просвещающего всякого человека! Так обуяеш Ты премудрость мира сего, «понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога!» (1Кор.1,;21). Так предаешь Ты «в неискусен ум творити неподобная» тех, которые не хотят познать «Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси, Иисуса Христа!» Так оставляешь идти путем вечной тьмы и погибели тех, которые не хотят последовать с искреннею верою и любовию Тому, Который есть «путь, истина и живот!»
2. Увещание заботиться о воспитании детей в духе святой веры.
Особенно поучительно для нас то обстоятельство, что в древней христианской церкви благочестивые родители почитали святым долгом своим не только научить детей своих истинам веры Христовой с самого раннего возраста, едва начнут только развиваться их душевные силы, но воодушевить их той крепкой, непобедимой любовью к Господу Иисусу Христу, которая укрепляла самых младенцев к перенесению страшных мучений за имя Христово, и тем живым упованием вечной жизни во Христе Иисусе, которое делало для них не страшною, а радостною самую смерть за Христа. Отрок Варул, – так назывался этот дивно-прекрасный дитя-мученик, не был приготовляем каким-либо особым образом к такому испытанию в вере. Он взят был внезапно из числа подобных ему детей, и, однако же оказался не только совершенным в познании Христа Господа, но и готовым страдать и умереть за святое и поклоняемое имя Его.
В этом-то истинно христиаском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям, потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей.
Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовью к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении. Они и здесь, на земле, приемлют достойную мзду за свое небрежение; что-ж ожидает их за гробом?
Помните ли, с какою любовью и благостью принимал Господь Иисус Христос приходящих к Нему детей «и объемль их», «возложь руце на них, благословяше их». Так драгоценна в очах Божиих омытая кровию Христовою душа дитяти христианина! Кто бережет ее для царствия Божия, тот окажет драгоценнейшую услугу Господу Иисусу Христу. «Оставите детей и не браните им приходити ко Мне: таковых бо есть царствие Божие». (См. Проп Димитрия, архиеп. Херсонского т. II).
Братия и сестры! Запечатлеем эти уроки в наших сердцах и будем молить Господа, да подаст Он Свою небесную помощь следовать им, дабы не лишиться нам жизни вечной и не погубить для нее своим небрежением наших детей. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко с доп. по «Полн. собр. проп.» Димитрия архиеп. херсон. и одес. т II, изд. 1889 г).
Тропарь, глас 4:
Мученицы Твои, Господи, Романе и отрок Варуле, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, Романе и отрок Варуле, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак, глас 2:
Светильницы светлии явльшеся, Божественнии мученицы, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе, и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.
Величание:
Величаем вас, страстотерпицы святыя Романе и отрок Варуле, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Молитва
Святии мученицы Романе и Варуле, призрите с Небеснаго чертога на требующих вашей помощи и не отвергните прошений наших; но яко приснии благодетели и ходатаи наши, молите Христа Бога, да человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани.
Да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, и да не во зло обратим блага, даруемая нам от всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго вашего заступления. Да молитвами вашими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны; и да укрепит во всем мире Свою едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею кровию.
Молитеся прилежно, святии мученицы, да утвердит Христос Бог во Святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия; да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей; да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святии мученицы Романе и отрок Варуле, молите Бога о нас.