О приходе
Расписание
Служение
Воскресная школа
Центр для людей с нарушением слуха
Творческая страница

Православный календарь





4153.jpg
      
                С Днем Ангела, Анастасия!

        Святая Анастасия Римляныня, то есть римлянка, жила в III веке во время жестоких гонений на христиан.
        С самого рождения судьба вела ее к великому подвигу. Оставшись сиротой, она попала в монастырь и хотела стать невестой Христовой. Но даже в удалении от людского общества ее достигла человеческая зависть.
        История святой Анастасии – это рассказ о невероятной жестокости, на которую способны люди. Она выдержала страшные истязания, чем смягчила сердца людей. В этом была ее победа, победа добра.

        Во дни царя Декия и соправителя его Валериана при военачальнике Прове, недалеко от города Рима, в уединенном и малоизвестном месте, находился один небольшой женский монастырь. В нем подвизалось несколько добродетельных постниц, в числе коих находилась престарелая летами и совершенная в добродетелях игумения София. В монастыре том проживала блаженная дева Анастасия, родом из Рима, оставшаяся трех лет по смерти своих родителей.
        София воспитала ее в своем монастыре и научила всем добродетелям, так что в посте, подвигах и во всяких трудах она превосходила всех прочих.
        Достигнув двадцатилетнего возраста, Анастасия стала чрезвычайно красивой, так что некоторые из знатных римских граждан, прослышав о ее красоте, страстно желали взять ее в жены. Но святая дева, вменив все в ничто, соделалась Христовою невестою и, для Него соблюдая свое девство, день и ночь проводила в молитвах. Диавол не один раз покушался отвести Христову невесту от ее равноангельской жизни и склонить ее к жизни в миру, желая смутить ее нечестивыми мыслями, соблазнами лукавых уст и различными иными своими ухищрениями.

        Но он нисколько не успевал в своей брани против той, в немощном естестве которой вселилась сила Христова, попирающая проклятую главу змия девическими ногами. Не имея возможности этим способом одержать победу над непобедимой Христовой невестой, диавол явно восстал на нее, воздвигнув лютых мучителей. В то время было сильное гонение на христиан, и диавол научил некоторых из неверующих, враждующих против христиан, чтобы они оклеветали Анастасию пред военачальником Провом. Придя к нечестивому сему человеку, язычники стали говорить ему, что в одном уединенном месте между бедными и живущими без мужей женщинами проживает некая девица Анастасия, подобной коей по красоте нет во всем Риме.
        – Эта девица – говорили они – не только не хочет иметь мужа, но над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого.

        Услышав о красоте Анастасии, военачальник немедленно послал своих слуг привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидав сие, сильно убоялись, и, отворив другие двери с противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:
        – Дитя мое, Анастасия! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Жених твой Иисус Христос хочет увенчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убегала из монастыря, не желаю лишить мученического венца тебя, мою жемчужину, которую я, взявши трех лет, воспитала и до настоящего времени охраняла, как зеницу ока.

        Когда воины ворвались в монастырь, к ним вышла София со словами:
        – Кого вы ищете и чего требуете?
        Они ответили:
        – Старица! выдай нам девицу Анастасию, которую ты держишь при себе, так как военачальник Пров требует ее.
        – Да, я с радостью отдам вам ее, – отвечала София, – только умоляю вас, господа, подождите часа два, пока я ее наряжу, чтобы она сделалась угодною глазам господина вашего.
        Слуги, предполагая, что София желает украсить ее обычными мирскими одеждами и украшениями, согласились подождать. Мать же духовная, София, желая украсить свою дочь душевными красотами, дабы она соделалась угодною Жениху Небесному, взяла и ввела ее в церковь. Поставив ее пред алтарем, София с плачем стала говорить ей:

        – Дитя мое, Анастасия, теперь предстоит самим делом показать тебе усердную любовь к Господу. В настоящее время тебе надлежит стоять за своего возлюбленного Жениха-Христа до крови и доказать, что ты истинная Его невеста. Возлюбленная моя дочь! я умоляю тебя: не допусти обольстить тебя языку, изощренному наподобие бритвы, не обольщайся славою и подарками суетного мира и не страшись временных мук, которые исходатайствуют тебе вечную жизнь.
        Вот открыт пред тобою чертог Жениха; вот уготованный тебе одр покоя вечного; вот и сплетенный для тебя венец; вот уже тебя призывает на брак Жених: иди же к Нему с веселием, иди обагренная кровью, как бы одетая в брачную одежду. Умоляю тебя, дитя мое, внимай словам моим и припомни мои труды и хлопоты о тебе, как я воспитала тебя, взявши тебя с детства, и все старания прилагала к тому, чтобы представить тебя чистой невестой Царю славы. Об этом я заботилась, об этом молилась, этому обучала тебя день и ночь, именно, чтобы ты навсегда соединилась с Господом всем сердцем и душою.

        Итак, дочь моя, не посрами меня – твою мать – ныне пред Господом и не сведи преждевременно во гроб моей старости. Если я услышу что-либо о тебе такое, что противно Христовой любви, то я внезапно умру. А если услышу, что ты за любовь ко Христу стоишь крепко и за Него не щадишь своей жизни, тогда я буду матерью веселящеюся о своей дочери1; «мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем» (Пс.91:11).
        Итак, дочь моя, не пощади твоей телесной красоты и не полюби временной жизни. Когда же тебя будут обольщать коварными словами, ты «не дай уклониться сердцу к словам лукавым» (Пс.140:4); когда же станут устрашать мучениями – ты говори: «страха вашего не убоюся, ниже возмятуся, яко со мною Бог мой» (Ис.8:12); когда станут немилосердно бить тебя, ты «не бойся убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Станут ли терзать и строгать твою плоть, ты в твоих страданиях радуйся, потому что в своей плоти восполняешь лишение скорбей Христовых (Кол.1:24).

        Станут ли рассекать тебя на части, ты вспомни, что и волосы на голове твоей сочтены от Господа (Мф.10:30), Который сохранит все твои кости и ни одна из них не погибнет (Пс.33:21).
        Захотят ли отсечь тебе голову, ты смотри на главу всей Церкви – Христа, Который есть слава твоя и возносит голову твою (Пс.3:4). Не бойся, дитя мое, жестокого страдания. Жених твой невидимо предстанет пред тобою, облегчит твои болезни и избавить тебя от тяжких мучений. И когда ты застонешь, Он даст тебе отраду; когда изнеможешь, Он укрепит тебя; когда падешь от ран, Он поднимет; когда наполнишься горестей по причине лютых язв, Он усладит твое сердце, прохладит твою душу и не отступит от тебя до тех пор, пока, исторгши тебя из рук мучителей, не введет тебя в небесный Свой чертог и, созвав все силы Ангельские и лики всех святых, дарует тебе блаженство и увенчает тебя, как Свою невесту, нетленным венцом, и ты станешь соцарствовать с Ним в вечной славе.

        Анастасия отвечала:
        – Готово сердце мое пострадать за Христа, готова душа моя умереть за сладчайшего для меня Иисуса, так как все желания мои и воздыхания направлялись к тому, чтобы иметь возможность во свидетельство любви моей к дорогому для меня Господу положить за него мою душу. Теперь же, так как наступило время исполнения моего желания, то я с радостью предстану перед моим мучителем и стану исповедовать всесвятое имя Бога моего.
        Ты, мать и госпожа моя, не бойся за меня, не сомневайся о моей юности: я верую Господу моему Иисусу Христу, и Он укрепит меня, Свою рабу. Возлюбленная моя мать, моли и ты Его, чтобы Он не оставил меня и не отступил от меня до тех пор, пока я не окончу за имя Его подвиг мучения и не посрамлю восстающего на нас врага.

        Беседа их продолжалась долее двух часов, так что посланные военачальником слуги, не дождавшись их, сами отправились за ними в церковь. Здесь они застали святых жен, которые занимались не телесным украшением, но умиленно беседовали и взаимно утешали и утверждали себя в Господе.   
        Разгневавшись, они схватили Анастасию, как волки овцу, наложили железные цепи на ее шею и потащили в город, где и привели ее к военачальнику. Она же, стоя перед ним, свои духовные очи обратила к своему Жениху, Христу. Все видевшие Анастасию удивлялись ее красоте, смиренному взору и кроткому лицу ее. Военачальник обратился к ней со словами:
        – Какого ты рода, какой веры и как тебя зовут?
        Потупив взор, святая тихим голосом отвечала:
        – Я дочь одного из граждан города Рима, воспитана я в христианском благочестии, а имя мое – Анастасия.

        Военачальник сказал:
        – Сие имя у римлян необычное, и я не знаю, что значит Анастасия?
        – Анастасия – отвечала святая, – значит «возстание», так как Бог восстановил меня говорить против тебя до тех пор, пока я не одолею отца твоего – сатану.
        Военачальник продолжал:
        – Девица, отвечай мне кротко, чтобы не возбудить во мне гнева: ведь я щажу твою молодость и не хочу погубить твоей красоты; послушай же меня как отца, желающего разумно тебе посоветовать. Зачем ты прельстилась вредным учением христианским и понапрасну губишь свои годы, лишаясь хорошей жизни и наслаждений, которые боги дали людям для веселья? Что за утешение избегать общества людей и проводить жизнь в уединении?

        Что за прибыль самовольно отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Не лучше ли поклониться нашим бессмертным богам, взять честного, благородного мужа, веселиться среди наслаждений, радоваться детьми, жить посреди добрых людей в славе и почете, владеть многим имением, золотом и серебром и не губить в крайней бедности и нищете своей жизни, дарованной богами для благополучного существования.
        Итак, я советую тебе, подойди и поклонись богам, и немедленно будешь иметь мужа высокородного, почетного, славного и богатого, близкого к царскому престолу и имеющего большую силу. Вместе с ним и ты будешь пользоваться большим почетом и во все дни твоей жизни будешь наслаждаться всеми благами.

        Святая Анастасия, подняв опущенные вниз свои глаза и взглянув на военачальника, на сии слова отвечала:
        – Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, как Еву змий, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхом мучений не отлучишь меня от моего Господа, за Которого, если бы было возможно, я готова претерпеть мучение сто раз.
        Военачальник приказал предстоявшим бить ее в лицо, приговаривая: так ли ты должна отвечать светлейшему властелину? Затем, желая посрамить ее, он приказал разодрать на ней одежду и нагою выставить ее пред всеми, и спросил ее:
        – Приятно ли тебе, девица, обнаженной стоять перед глазами всех?
        – Безумный, бесстыдный и исполненный всяческой нечистоты, – отвечала святая. – Это не мой стыд, но твой, так как Господь мой знает, что солнце никогда не видело моей наготы, а ты меня выставил нагою на глаза столь многих людей; знай, что ты посрамил себя больше, нежели меня. Ведь меня ради сего стыда Жених мой покроет одеждою славы, а тебя навеки покроет стыд лица твоего, и всякий разумный человек теперь скажет: если бы военачальник не был бесстыжим и исполненным нечистой похоти, он не обнажал бы для зрелища всех девического тела.
        И, обратившись к обнажившим ее, она произнесла:
        – Если вы обнажили мое тело, если приготовили для меня и орудия различных мучений, то зачем же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тело, покрывайте кровью открытый стыд; вот, вы видите меня приготовленную к мукам и не надейтесь что-либо другое услыхать от меня, как только то, что я желаю умереть за моего Христа.

        Тогда по повелению военачальника она была растянута и привязана к четырем столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине без милости били палками. Святая же Анастасия, страдая от ударов, задыхаясь в дыму и опаляемая огнем, терпела и вместо стона произносила до конца Давидов псалом: «Помилуй мя, Боже...» Она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи. После сего, отвязав ее от столбов и сняв с костра, привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу:
        – Прибежище мое и Защитник мой, не отступай от меня, так как душа моя изнемогает в болезни и кости мои сокрушены.

        После этой молитвы колесо вдруг остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою. Все бывшие здесь были страшно изумлены при виде такового чуда. Военачальник же не только не образумился, так как злоба ослепила его, но с большею свирепостью снова стал мучить святую иными муками: он приказал, повесивши, строгать ребра и терзать тело ее.
        Она же претерпевала все сие мужественно и к одному только Богу возводила свои очи, говоря:
        – Жених мой, взгляни на мою болезнь, которую я переношу ради Тебя, и благоволи ко мне, непотребной Твоей рабе, чтобы сделалось для Тебя приятным пролитие моей крови и чтобы я не была отвержена от лика святых мучениц.
        После сего она была снята с дерева, и военачальник спросил ее:
        – Анастасия! хорошо ли тебе ныне?
        – Весьма хорошо, – отвечала святая, – потому что какое мучение за того, кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошим и приятным?

        Военачальник продолжал:
        – Если тебе мучения за Распятого доставляют удовольствие, то я увеличу их.
        Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровью, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Один из стоящих там близко, по имени Кирилл, принес и подал ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему:
        – Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: «кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мрк.9:41).
        Военачальник сказал ей:
        – Довольно ли для тебя мучений или желаешь еще подвергнуться мучениям?
        – Делай, что хочешь, – отвечала святая, -–мой Бог силен и укрепит мою изнемогающую силу на большие мучения, и низложит твою гордыню.
        Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы.

        Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а из уст ее изливалась река крови. Кирилл снова немного напоил ее. Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу и подумав, что он христианин (что и было в действительности), приказал немедленно убить его мечем. Будучи усечен, блаженный Кирилл отошел ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которою он во имя Христа напоил Христову мученицу. Освежившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря:
        – Боже, Спасителю мой, не оставь меня!
        Когда же военачальник приказал отрезать ей язык, святая говорила:
        – Беззаконный кровопийца! если ты отрежешь мне и язык, то сердце мое не перестанет взывать к Господу. Господь же послушает молящихся ему и в молчании.

        Слуга, взяв клещи, вложил их в уста святой, сильно вытянул ими язык ее и отрезал. Народ стал возмущаться, укоряя и ругая военачальника за таковое лютое и бесчеловечное мучение. Военачальник же, разгневавшись на народ, приказал вывести святую за город и отсечь мечем честную ее голову.
        Таким образом, святая и достохвальная великомученица Христова Анастасия совершила подвиг мучения. Святое тело ее было брошено без погребения на съедение птицам и зверям, но по Божественному покровительству оно сохранилось неприкосновенным.
        С наступлением ночи блаженной старице Софии явился Ангел и повелел ей взять лежавшее за городом на поле тело святой Анастасии. София, взяв чистое полотно, вышла из монастыря и не знала, куда идти. Усердно помолившись Богу, она пошла и, руководимая Самим Богом, дошла до места, где находилось святое тело духовной ее дочери, которое она стала лобызать и омывать, как бы водою, обильными слезами, с такими словами:

        – Дочь моя возлюбленная, которую я воспитала в трудах и безмолвии, в посте и молитвах, сохраняла в девстве и целомудрии, поучала страху Божию и Его святой любви, сладчайшая дочь моя, о которой я всегда соболезновала, до тех пор, пока до конца не пребыла ты верной Христу!
        Благодарю тебя, что ты послушала меня, убогой своей матери, и исполнила мое желание. Не понапрасну я трудилась для тебя, потому что ты предстала пред своим Женихом в брачном одеянии твоего непорочного девства, изукрасившись твоею кровью.
        Итак, умоляю тебя теперь не как дочь, но как мать и госпожу мою, будь твоими к Богу молитвами утверждением в моей старости и, блаженствуя с Господом, поминай меня. Когда же Он повелит мне отойти от моего бренного тела, умоли благость Его, чтобы Он был милостив к моим грехам.

        Плача так, она помышляла о том, что станет делать: она была одна, и притом весьма слаба: едва-едва ходила она с палкою и не имела возможности ни взять и понести то святое тело, ни там на месте похоронить его, и потому скорбела, недоумевая, что будет делать.
        И вот, по Божию усмотрению, какие-то два неизвестных ей мужа, почтенные на взгляд, добрые по словам, по вере христиане, застав старицу плачущею над телом, помогли ей и, собрав отсеченные части тела, руки и ноги (так как они туда же были выброшены из города) и святую главу, все сие приложили к телу, каждый член к своему месту, и, обвив полотном, понесли в некое почетное место, где при пении надгробных песнопений, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, похоронили сие многоценное сокровище.
        Радуйся, Анастасие, многострадальная и избранная Невесто Христова!

        «Если о прошедшем в миру мы можем узнать из исторических книг и чтения тех или иных летописей, - говорит владыка Александр, - то в Церкви все совершено по-другому. В Церкви прошедшее соединяется с настоящим, и даже с будущим. Потому что «Церковь есть столп и утверждение истины», есть та ограда, которую Бог дал людям, чтобы, входя в Дом Божий – храм, который создается руками, но освящается благодатью Божией, чтобы здесь человек чувствовал присутствие непреходящего, вечности.

        Когда мы молимся за усопших, мы соединяемся с ними. Когда мы обращаемся к святым, мы чувствуем их молитвенную поддержку, и Господь благословляет наш жизненный путь. Мне хотелось бы всем нам напомнить о том, чтобы каждый из нас берег драгоценные крупицы текущего времени своей жизни, потому что настоящим временем созидается наше будущее, этим временем определяется участь человека в жизни таинственной, духовной, вечной.
        Христос говорит, что человек посеет, то и пожнет, какой мерой меряет здесь на земле, такой мерой и отмерится ему, когда придет час, в который и сущие во гробех восстанут – и все придет на суд Бога. И каждый тогда даст отчет о прожитой жизни, о том, что творил он на этой земле, благое или злое, доброе или противное в очах Божиих.
        Поэтому постараемся учиться у святых, которые зная истину жизни, что все скоропреходящее, что все в этом мире изменчиво, что все имеет начало и по завершению конец, старались, чтобы жизнь их была исполнением заповедей Христовых. И чтобы расстаться с жизнью, когда наступит такой час, предстать пред Богом и сказать, вот я Господи и дела мои…

        Так и мы с вами – постараемся, чтобы дела наши были не скверными, нечистыми, а добрыми, спасительными, красивыми и благородными, достойными высокого звания Христианина. В этом наука, урок благочестия, который всякий раз мы получаем, находясь в Церкви, узнавая жития святых, вслушиваясь в песнопения в храме и молитвенные обращения, которые адресует Церковь к нашему сердцу.
        Будем дорожить временем, которое дал нам Господь, чтобы мы использовали его на благо и с пользою себе и ближним своим. И да поможет нам в этом Господь своей благодатью, заступлением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, ангелов хранителей наших и святых угодников, которых почитает Церковь каждый день. Они дают нам ориентиры, благочестия пример, чтобы мы, взирая на них, подражали их духовному святому и праведному образу жизни. Аминь!»

        Господи! Молитвами великомученицы Анастасии, помоги нам преуспевать во всем, что нужно для спасения нашего, а особенно в молитве и в хвалении Тебя.

        Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныни
        Агница Твоя, Иисусе, Анастасия зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

        Кондак
        Девства водами очищена, преподобная, мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися, подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение, приступающим от сердца; крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую.

        Величание
        Величаем тя, страстотерпице Христова Анастасие, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

                Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни

        Девственниц похвало и мучениц славо, Анастасие преподобная!
        К тебе во умилении сердец наших припадаем и твоего заступления у Господа о нас молим.
        Аще бо чистоте твоей не поревновахом и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом, но не хощем во гресех наших умрети и, на твоя мужеския подвиги взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся.
        Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничто же благое сотворити возможем, тую нам от Господа подати тебе просим.
      
        Ты бо, преподобномученице преславная, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоея и в телеси твоем страдальчестем, зане вся прельщения и прещения мучителя презревши, искоренение же зубов и ногтей истерзание, и сосцев и рук и ног отсечение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: “Христос есть богатство мое и похвала”!
         Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений живот наш соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи,
        во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.

        ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ АНАСТАСИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Дорогие братья и сестры!

У Вас есть возможность не выходя из дома заказать поминовения о здравии и о упокоении через сайт нашего храма.

Пожалуйста, выберите одну из представленных Треб, впишите имена поминаемых (в родительном падеже) и внесите пожертвование удобным для Вас способом – с банковской карты, или кошелька Яндекс.Деньги.

Записки будут прочитаны за ближайшим Богослужением.

В поминовении указываются имена только крещеных христиан православного вероисповедания.

Наш номер карты для пожертвований:   2200-7007-1782-1333

или по номеру телефона 8-909-667-79-86

afisha-msk.ru