В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка; не долгое время поживши в законном супружестве, она овдовела, родивши мальчика. Она крестила младенца и дала ему имя Кирика.
В это время нечестивый Диоклетиан, держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах; комит Дометиан был поставлен Диоклетианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства.
Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в Писании: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).
Пришла она в Селевкию (г. Сирии), как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: «дадите место гневу», то есть бегите от гнева, и еще: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками.
Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой:
– Мое имя, – говорила она, – происхождение и отечество – это Небесное Царство Христа моего!
Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:
– Я христианин! пусти меня к матери!
Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.
Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:
– Я христианка и не принесу жертвы бесам!
Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:
– Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.
После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал:
– Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью как сын твой.
Мученица отвечала:
– Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Кол.1:12–16), и стараюсь прийти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства Небесного.
Увидевши непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечом. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:
– Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать пред Тобой – быть причтенной к мудрым девам (Ср. Мф.25:1–13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки, аминь.
После такой молитвы святой Иулитты, палач, поостривши меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставивши тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел.
Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнесши далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого, первого христианского царя, во время которого воссияла истина и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты и рассказала о их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
«Радуйтеся, святии мученицы Кириче и Иулитто!»
Тропарь мученикам Кирике и Иулитте, глас 8
Яко лоза благоплодная, Иулитто честная, грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу, сына твоего Кирика славнаго, мучением того богатно украсивши и твоею кровию навершивши, тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних, идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.
Перевод: Как плодовитая лоза, почитаемая Иулитта, ты принесла зрелую гроздь Царю, Богу всех, - сына твоего, прославляемого Кирика, изобильно украсив его мученичеством и твоей кровью (подвиг его) довершив, потому и даровал тебе Всевышний вознаграждение в Небесном Царствии, где радуясь, вспоминайте нас, мученики твердые духом.
Кондак мученикам Кирике и Иулитте, глас 4;
Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися, взываше Христос есть мучеников похвала.
Ин кондак, глас 2;
Жертва приятна, Богови приносима, и свидетель верен Христов являемь, с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне, с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас.
Перевод: Ты стал приятной жертвой, приносимой Богу, и истинным свидетелем (греч. ;;;;;; - мученик, свидетель) Христовым, пострадав с матерью Иулиттой, прославляемый Кирик, с ней же Христа Бога не переставай молить обо всех нас.
Молитва мученикам Кирику и Иулитте
О, святый великомучениче Христов Кириче, угодниче Божий! Ты во страдании своем первый предстатель Престолу Господню и никтоже близ Владыки разве Иоанна Предтечи превыше тебе предстоит.
Призри, угодниче Божий, на ны, грешныя раби твоя, с материю твоею Иулиттою великомученицею призывающих вас с верою. Приимите убогую молитву нашу и сердце сокрушенное и токи слез.
Помяните нас у Престола Господня, дабы мы, окаянии не объяти были сетьми врага и да не впадем во искушения, уже бо враг наш яко лев рыкает, ища кого поглотити и свести во ад жива. Мы бо многогрешнии и недостойнии раби воспоминаем ныне страдания ваша святая – вы бо победителие вражия силы бысте:
ты же, святый мучениче Кириче триех лет и двух месяц сый, не убоялся еси беззаконных мучителей Александра и Максимиана, обличая их богомерзкое идолослужение, вкупе же с материею твоею Иулиттою всечестною многоразличными муками томими от них бысте, с радостию вся терпесте и болезни и скорби не иместе, веровавше во Христа истиннаго Бога нашего.
Господь же благослови вы и рече: "Кириче, рабе мой верный, аще кто от человек имя твое призывает и мучение ваше воспоминает, то избавлен будет диавольскаго навета, или кто в болезни имя ваше призовет – исцелю его, или кто дом нов строит да имя ваше призовет – благословлю его и обогащу его милостию Своею, или кий человек в напасти впад – избавлю его, или кто по морю плавает – то морской пучины избавлю его, или кто при смертнем часе о имени вашем начнет просити об отпущении грехов – оставятся ему."
Мы же, недостойнии раби ваши обретохом вас заступников наших, в бедах и скорбех помогателей, да прославим вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва мученикам Кирику и Иулитте
О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулиттою!
Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни.
Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием:
не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное.
Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите,
да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святии мученицы Кириче и Иулиитто, молите Бога о нас.
В это время нечестивый Диоклетиан, держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах; комит Дометиан был поставлен Диоклетианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства.
Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в Писании: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).
Пришла она в Селевкию (г. Сирии), как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: «дадите место гневу», то есть бегите от гнева, и еще: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками.
Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой:
– Мое имя, – говорила она, – происхождение и отечество – это Небесное Царство Христа моего!
Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:
– Я христианин! пусти меня к матери!
Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.
Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:
– Я христианка и не принесу жертвы бесам!
Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:
– Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.
После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал:
– Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью как сын твой.
Мученица отвечала:
– Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Кол.1:12–16), и стараюсь прийти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства Небесного.
Увидевши непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечом. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:
– Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать пред Тобой – быть причтенной к мудрым девам (Ср. Мф.25:1–13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки, аминь.
После такой молитвы святой Иулитты, палач, поостривши меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставивши тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел.
Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнесши далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого, первого христианского царя, во время которого воссияла истина и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты и рассказала о их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
«Радуйтеся, святии мученицы Кириче и Иулитто!»
Тропарь мученикам Кирике и Иулитте, глас 8
Яко лоза благоплодная, Иулитто честная, грозд зрел принесла еси Цареви, всех Богу, сына твоего Кирика славнаго, мучением того богатно украсивши и твоею кровию навершивши, тем и дарова тебе Вышний возмездие в Вышних, идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии.
Перевод: Как плодовитая лоза, почитаемая Иулитта, ты принесла зрелую гроздь Царю, Богу всех, - сына твоего, прославляемого Кирика, изобильно украсив его мученичеством и твоей кровью (подвиг его) довершив, потому и даровал тебе Всевышний вознаграждение в Небесном Царствии, где радуясь, вспоминайте нас, мученики твердые духом.
Кондак мученикам Кирике и Иулитте, глас 4;
Во объятиих носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися, взываше Христос есть мучеников похвала.
Ин кондак, глас 2;
Жертва приятна, Богови приносима, и свидетель верен Христов являемь, с материю пострадал еси Иулиттою, Кириче славне, с неюже Христа Бога молити не престай о всех нас.
Перевод: Ты стал приятной жертвой, приносимой Богу, и истинным свидетелем (греч. ;;;;;; - мученик, свидетель) Христовым, пострадав с матерью Иулиттой, прославляемый Кирик, с ней же Христа Бога не переставай молить обо всех нас.
Молитва мученикам Кирику и Иулитте
О, святый великомучениче Христов Кириче, угодниче Божий! Ты во страдании своем первый предстатель Престолу Господню и никтоже близ Владыки разве Иоанна Предтечи превыше тебе предстоит.
Призри, угодниче Божий, на ны, грешныя раби твоя, с материю твоею Иулиттою великомученицею призывающих вас с верою. Приимите убогую молитву нашу и сердце сокрушенное и токи слез.
Помяните нас у Престола Господня, дабы мы, окаянии не объяти были сетьми врага и да не впадем во искушения, уже бо враг наш яко лев рыкает, ища кого поглотити и свести во ад жива. Мы бо многогрешнии и недостойнии раби воспоминаем ныне страдания ваша святая – вы бо победителие вражия силы бысте:
ты же, святый мучениче Кириче триех лет и двух месяц сый, не убоялся еси беззаконных мучителей Александра и Максимиана, обличая их богомерзкое идолослужение, вкупе же с материею твоею Иулиттою всечестною многоразличными муками томими от них бысте, с радостию вся терпесте и болезни и скорби не иместе, веровавше во Христа истиннаго Бога нашего.
Господь же благослови вы и рече: "Кириче, рабе мой верный, аще кто от человек имя твое призывает и мучение ваше воспоминает, то избавлен будет диавольскаго навета, или кто в болезни имя ваше призовет – исцелю его, или кто дом нов строит да имя ваше призовет – благословлю его и обогащу его милостию Своею, или кий человек в напасти впад – избавлю его, или кто по морю плавает – то морской пучины избавлю его, или кто при смертнем часе о имени вашем начнет просити об отпущении грехов – оставятся ему."
Мы же, недостойнии раби ваши обретохом вас заступников наших, в бедах и скорбех помогателей, да прославим вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва мученикам Кирику и Иулитте
О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулиттою!
Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни.
Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием:
не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное.
Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите,
да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святии мученицы Кириче и Иулиитто, молите Бога о нас.