Дорогой читатель, в эти светлые предрождественские дни, предлагаю Вашему вниманию слово митрополита Крутицкого НИКОЛАЯ (Ярушевича) (1892-1961), великого подвижника благочестия первой половины ХХ века. Владыка оставил нам нетленное сокровище в святых трудах созидания и украшения Матери Церкви, когда народ русский жил духом великой Победы. К счастью живы ещё некоторые из духовных чад митрополита Николая, каждый из которых является носителем той правды, за которую пострадал владыка Николай. Неотъемлемой частью того наследия являются выдающиеся проповеди: две предрождественские.
Из них предлагаю вниманию «Ночь и день». Слово сказано митрополитом Николаем перед Рождеством Христовым в Пименовской церкви в 1949 году:
"Ночь прошла, а день приблизился…" (Рим.13:12).
"Нетрудно представить себе, мои дорогие, томительное состояние тяжело больного в долгую зимнюю бессонную ночь. Больной напряженно ожидает рассвета и утра. Он знает, что утром к нему придет врач, соберутся близкие и родные и при них ему станет как-то легче.
Неизмеримо более тяжелую и неисчислимо более долгую ночь переживали верующие иудеи в годы Ветхого Завета. Эта ночь исчисляется не сутками, не годами и даже не веками, а тысячелетиями. Концом этой ночи было рождение Спасителя мира.
Для народов, предавшихся идолослужению, эта ночь была беспросветно темной и безнадежной. Греховная зараза зловонной рекой распространилась по лицу земли тогдашнего человечества. Люди задыхались в греховном смраде и тонули в волнах пороков и страстей. Большинство людей потопило в этих грязных волнах свою совесть, а те, кто и слышал временами ее заглушенный голос, все же не имели в себе силы противостоять всепобеждавшему пороку.
В море народов-идолопоклонников оставался только маленький островок небольшое племя богоизбранного ветхозаветного иудейского народа, в котором хранилась истинная вера в Единого Бога. Правда, лишь немногие в этой ветхозаветной верующей иудейской семье силой своей веры и с помощью Божией оказывались победителями греха и достигали праведности; лишь немногие знали откровение Божие о безсмертии души человеческой, но и для них оставалось непонятным, что ждет эту душу за гробом, если двери рая закрыты даже для тех, кто сохранил веру в Единого Бога? Большинство же и этого народа погрязало в грехах, и нечистотами греховными заглушалась в людях самая мысль о том, для чего мы живем и будем ли жить после смерти.
Однако в этом богоизбранном народе из века в век, из поколения в поколение передавалось обещание Божие, данное еще первым людям в раю после их грехопадения, обещание о том, что придет время, родится на земле Спаситель мира — «Семя Жены», Который «сотрет главу змия» диавола (Быт.3:15).
Время от времени Господь посылал Своему иудейскому народу пророков, которые напоминали об этом святом обетовании, будили души людей к вере в Единого Бога и звали их к покаянию в грехах. Люди вдохновлялись этой проповедью, плакали о грехах. Но умирали пророки и большинство этих людей опять погружалось в свой греховный сон.
Ночь продолжалась. Люди томились. Те иудеи, кто помнил о грядущем Спасителе мира, жили страстным ожиданием Его. Пророк Исаия говорит об ожидавших дня спасения, уподобляя их тем, кто обращается с вопросом к ночному сторожу: «Сторож! Сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис.21:11-12).
Рождественский шестинедельный пост, который предшествует нашему великому празднику, символически изображает собой эту темную ночь ветхозаветного человечества. День за днем течет пост. Проходя это спасительное поприще, мы знаем, мои дорогие, что близко утро, близок день, когда вся православная земля будет поклоняться новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. В этот день мы празднуем восход над землей того Божественного Солнца, Которое после долгой ночи взошло, чтобы никогда не зайти.
Солнечному свету предшествует свет зари и, прежде чем взошло Солнце, явилась на земле Та, Которую Святая Церковь в словах акафиста называет «Зарей таинственного дне». Когда родилась Благословенная Мария, никто, даже Ее родители, не знали, какую священную судьбу готовит Ей Божественный Промысл. Но вот пришла минута, когда юная душа Марии из уст архангела Гавриила услышала весть о том, что Ей выпадет величайшее на земле счастье: быть Матерью Того, Кто родится для спасения людей от вечной смерти, вечного осуждения и греха. После девяти месяцев естественного чревоношения этот день пришел.
Под покровом святой рождественской ночи, в маленьком городке Вифлееме, вблизи священной столицы Иерусалима, родился Спаситель мира, Которого пять с половиной тысяч лет ожидали ветхозаветные люди. «Ночь прошла…» — говорит святой апостол Павел (Рим.13:12).
Ах, как мы счастливы с вами, мои дорогие, что родились не темной ветхозаветной ночью, а днем, во времена Святой Церкви Христовой, после того, как родившийся Спаситель мира совершил Свой крестный подвиг спасения людей и когда Святая Церковь украсилась тысячами святых учителей, златословесных проповедников и богоносных праведников! Ведь это и о нас, не только о Своих современниках, говорил Господь Иисус Христос: «Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:16-17).
Мы блаженны, мы счастливы, потому что над нами сияет незаходимое Солнце, потому что родился и жил на земле Тот, о Ком говорил евангелист Иоанн Богослов, что Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), о Ком наша Церковь поет: «Свет Твой, Господи, знаменася на нас». В Божественном слове, оставленном на земле до скончания века, нам открыты все тайны жизни мира и человека.
Мы знаем о священном акте творения мира волей Всемогущего Бога, знаем о том, что Божественный Промысл управляет миром и каждым шагом человека, о том, что в каждом из нас живет безсмертная душа, что всех нас по смерти ожидает жизнь, не имеющая конца, что все мы — дети Небесного Отца и что верные Ему дети насладятся вечным счастьем в Небесном нерукотворном новом Иерусалиме. «Во свете Твоем узрим свет», исповедуем мы радость и силу этих истин.
Священное Писание говорит о том, какой путь ведет нас в вечное, нетленное, Небесное Царство: путь духовной нищеты, кротости, милосердия, чистоты, алкания и жажды правды. Разве ветхозаветные верующие люди знали хоть частицу того, что мы знаем о своей душе и ее пути к вечным радостям?
Как же мы с вами, дорогие, должны быть счастливы, родившись и живя под лучами Божественного Солнца Христова! Это Солнце не только освещает нашу жизненную дорогу, но и согревает нас своими живительными лучами. Как тепло жить нам под Отеческим кровом нашего Сладчайшего Господа, в Которого мы веруем, рождение Которого на земле мы светло празднуем в дни нашего великого праздника Рождества Христова!
Мы не одиноки, среди нас не может быть одиноких людей. Каждый из нас, верующих, хорошо знает, что рядом с нами всегда Тот Всемогущий, Сильный, Любвеобильный, Милосердный, Который обещал быть с нами до скончания века. Он не только рядом с нами; Он, по Его же слову, стучит в наши сердца и входит в них, если мы этого достойны. Он всегда готов поддержать, подкрепить нас в несении каждым из нас жизненного креста.
Мы не одиноки: с нами Та, Которой Он вручил всё верующее человечество, сделав Ее нашей Небесной Матерью. Через безчисленные Свои иконы Она проявляет Свою Материнскую заботу и любовь в отношении всех, кто прибегает под Ее Покров и просит Ее заступления в своих бедах и напастях. С нами всё духовное небо: святые ангелы и безчисленный сонм тех Божиих людей, к которым мы обращаемся со своими молитвами и которые взирают на нас в наших храмах со своих священных изображений.
Мы не одиноки не только потому, что находимся в безпрерывном общении с Небесной Церковью, но и потому, что все мы, православно верующие люди, составляем одну великую семью Божиих детей.
Вот ты принес в храм Божий свою скорбь и о ней воздыхаешь перед Господом. Рядом с тобой стоит тот, кто пришел со своей скорбью и бедой и молится так же, как и ты. Ты вошел сюда, в храм Божий, для того, чтобы сложить перед Господом свое греховное бремя. А рядом с тобой плачет в слезах покаяния другая душа. Тебя привела сюда твоя вера; с ней пришел сюда и я, и другой, и третий.
И все мы объединены одной верой. Эта общая наша вера, общая молитва и покаяние делают нас близкими по духу друг к другу, родными во Христе. Нередко бывает, что среди родных по плоти нет такой близости духовной и таких уз взаимной любви, какие существуют между братьями и сестрами во Христе.
Разве имели хоть подобие такого счастья ветхозаветные иудеи? Ведь нет!
Мы не безсильны и не безпомощны, как они, в борьбе со своими грехами и страстями.
Господь нам подает через Свою Церковь обильную благодатную помощь в Таинствах, в священнодействиях, в молитвах и многократных благословениях, какими сопровождается каждое наше богослужение. С этой помощью Божией верующие люди имеют силу преодолевать любые беды и болезни, побеждать греховные страсти и искушения.
Для победоносной борьбы со скорбями и страстями Господь нам дал, по слову святого апостола Павла, великое духовное оружие (Еф.6:14-17).
Все мы имеем «щит веры» — ту веру в сердце, за которую умирали святые апостолы и мученики, веру, которая «горами движет», которая воодушевляет христиан ничего не страшиться и ничего не жалеть ради приобретения Царства Небесного (Мф.17:20, 21:21).
Мы имеем «шлем спасения», то есть надежду на то, что спасительная помощь Божия не покинет нас ни на одну минуту нашей жизни. В руках у нас «меч духовный» — слово Божие, которое является для нас неисчерпаемым источником утешения и вдохновения.
Как же тепло и радостно жить нам в лучах Божественного Солнца Христа! Какие мы счастливые! На эту любовь к нам нашего Небесного Отца и за этот неоценимый дар счастья ответим, мои дорогие, еще более крепкой и убежденной верой в родившегося на земле Спасителя мира, еще более горячей любовью к Тому, в Ком наше счастье и наше будущее блаженство. Эта любовь к Сладчайшему Господу пусть выражается у нас в усердии к храму Божию и молитве, в благоговейном внимании к слову Божию и в нашей жажде спасти свою душу для вечности.
Когда мы смотрим своими духовными очами в глубь веков, обращаемся к тем временам, когда еще царила «ночь» на земле, мы видим, какой святостью сияли ветхозаветные праведники, жившие верою только в грядущего Спасителя мира!
Воистину они были огненными столпами среди мрака ночи.
Вот праведный Ной, сохранивший веру среди всеобщего греховного растления; Авраам с его всецелым послушанием Богу; Моисей с его пламенной любовью к своему народу; святые мученики Маккавеи, отдавшие жизнь за Единого Истинного Бога; целый сонм вдохновенных пророков…
Если даже те века рождали таких носителей чистого и святого духа, сосуды крепчайшей веры, то какими же рабами Божиими, исполнителями воли Божией должны быть мы, которым дается преизобильная благодать Божия для жизни во Христе, даны безчисленные примеры святых для подражания; мы, кто имеет счастье причащаться Святых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых!
Пусть же безсмертная душа каждого из нас украшается красотой христианской добродетельной жизни! Гордые пусть становятся смиренными, грязные душой и телом пусть спешат очищать себя от этой грязи, жестокие и равнодушные пусть познают красоту милосердия!
Всё это будет тем путем, которым нас с вами зовет за Собой в жизнь вечную Сладчайший Спаситель, незаходимое Солнце нашей жизни".
Из них предлагаю вниманию «Ночь и день». Слово сказано митрополитом Николаем перед Рождеством Христовым в Пименовской церкви в 1949 году:
"Ночь прошла, а день приблизился…" (Рим.13:12).
"Нетрудно представить себе, мои дорогие, томительное состояние тяжело больного в долгую зимнюю бессонную ночь. Больной напряженно ожидает рассвета и утра. Он знает, что утром к нему придет врач, соберутся близкие и родные и при них ему станет как-то легче.
Неизмеримо более тяжелую и неисчислимо более долгую ночь переживали верующие иудеи в годы Ветхого Завета. Эта ночь исчисляется не сутками, не годами и даже не веками, а тысячелетиями. Концом этой ночи было рождение Спасителя мира.
Для народов, предавшихся идолослужению, эта ночь была беспросветно темной и безнадежной. Греховная зараза зловонной рекой распространилась по лицу земли тогдашнего человечества. Люди задыхались в греховном смраде и тонули в волнах пороков и страстей. Большинство людей потопило в этих грязных волнах свою совесть, а те, кто и слышал временами ее заглушенный голос, все же не имели в себе силы противостоять всепобеждавшему пороку.
В море народов-идолопоклонников оставался только маленький островок небольшое племя богоизбранного ветхозаветного иудейского народа, в котором хранилась истинная вера в Единого Бога. Правда, лишь немногие в этой ветхозаветной верующей иудейской семье силой своей веры и с помощью Божией оказывались победителями греха и достигали праведности; лишь немногие знали откровение Божие о безсмертии души человеческой, но и для них оставалось непонятным, что ждет эту душу за гробом, если двери рая закрыты даже для тех, кто сохранил веру в Единого Бога? Большинство же и этого народа погрязало в грехах, и нечистотами греховными заглушалась в людях самая мысль о том, для чего мы живем и будем ли жить после смерти.
Однако в этом богоизбранном народе из века в век, из поколения в поколение передавалось обещание Божие, данное еще первым людям в раю после их грехопадения, обещание о том, что придет время, родится на земле Спаситель мира — «Семя Жены», Который «сотрет главу змия» диавола (Быт.3:15).
Время от времени Господь посылал Своему иудейскому народу пророков, которые напоминали об этом святом обетовании, будили души людей к вере в Единого Бога и звали их к покаянию в грехах. Люди вдохновлялись этой проповедью, плакали о грехах. Но умирали пророки и большинство этих людей опять погружалось в свой греховный сон.
Ночь продолжалась. Люди томились. Те иудеи, кто помнил о грядущем Спасителе мира, жили страстным ожиданием Его. Пророк Исаия говорит об ожидавших дня спасения, уподобляя их тем, кто обращается с вопросом к ночному сторожу: «Сторож! Сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис.21:11-12).
Рождественский шестинедельный пост, который предшествует нашему великому празднику, символически изображает собой эту темную ночь ветхозаветного человечества. День за днем течет пост. Проходя это спасительное поприще, мы знаем, мои дорогие, что близко утро, близок день, когда вся православная земля будет поклоняться новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. В этот день мы празднуем восход над землей того Божественного Солнца, Которое после долгой ночи взошло, чтобы никогда не зайти.
Солнечному свету предшествует свет зари и, прежде чем взошло Солнце, явилась на земле Та, Которую Святая Церковь в словах акафиста называет «Зарей таинственного дне». Когда родилась Благословенная Мария, никто, даже Ее родители, не знали, какую священную судьбу готовит Ей Божественный Промысл. Но вот пришла минута, когда юная душа Марии из уст архангела Гавриила услышала весть о том, что Ей выпадет величайшее на земле счастье: быть Матерью Того, Кто родится для спасения людей от вечной смерти, вечного осуждения и греха. После девяти месяцев естественного чревоношения этот день пришел.
Под покровом святой рождественской ночи, в маленьком городке Вифлееме, вблизи священной столицы Иерусалима, родился Спаситель мира, Которого пять с половиной тысяч лет ожидали ветхозаветные люди. «Ночь прошла…» — говорит святой апостол Павел (Рим.13:12).
Ах, как мы счастливы с вами, мои дорогие, что родились не темной ветхозаветной ночью, а днем, во времена Святой Церкви Христовой, после того, как родившийся Спаситель мира совершил Свой крестный подвиг спасения людей и когда Святая Церковь украсилась тысячами святых учителей, златословесных проповедников и богоносных праведников! Ведь это и о нас, не только о Своих современниках, говорил Господь Иисус Христос: «Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:16-17).
Мы блаженны, мы счастливы, потому что над нами сияет незаходимое Солнце, потому что родился и жил на земле Тот, о Ком говорил евангелист Иоанн Богослов, что Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), о Ком наша Церковь поет: «Свет Твой, Господи, знаменася на нас». В Божественном слове, оставленном на земле до скончания века, нам открыты все тайны жизни мира и человека.
Мы знаем о священном акте творения мира волей Всемогущего Бога, знаем о том, что Божественный Промысл управляет миром и каждым шагом человека, о том, что в каждом из нас живет безсмертная душа, что всех нас по смерти ожидает жизнь, не имеющая конца, что все мы — дети Небесного Отца и что верные Ему дети насладятся вечным счастьем в Небесном нерукотворном новом Иерусалиме. «Во свете Твоем узрим свет», исповедуем мы радость и силу этих истин.
Священное Писание говорит о том, какой путь ведет нас в вечное, нетленное, Небесное Царство: путь духовной нищеты, кротости, милосердия, чистоты, алкания и жажды правды. Разве ветхозаветные верующие люди знали хоть частицу того, что мы знаем о своей душе и ее пути к вечным радостям?
Как же мы с вами, дорогие, должны быть счастливы, родившись и живя под лучами Божественного Солнца Христова! Это Солнце не только освещает нашу жизненную дорогу, но и согревает нас своими живительными лучами. Как тепло жить нам под Отеческим кровом нашего Сладчайшего Господа, в Которого мы веруем, рождение Которого на земле мы светло празднуем в дни нашего великого праздника Рождества Христова!
Мы не одиноки, среди нас не может быть одиноких людей. Каждый из нас, верующих, хорошо знает, что рядом с нами всегда Тот Всемогущий, Сильный, Любвеобильный, Милосердный, Который обещал быть с нами до скончания века. Он не только рядом с нами; Он, по Его же слову, стучит в наши сердца и входит в них, если мы этого достойны. Он всегда готов поддержать, подкрепить нас в несении каждым из нас жизненного креста.
Мы не одиноки: с нами Та, Которой Он вручил всё верующее человечество, сделав Ее нашей Небесной Матерью. Через безчисленные Свои иконы Она проявляет Свою Материнскую заботу и любовь в отношении всех, кто прибегает под Ее Покров и просит Ее заступления в своих бедах и напастях. С нами всё духовное небо: святые ангелы и безчисленный сонм тех Божиих людей, к которым мы обращаемся со своими молитвами и которые взирают на нас в наших храмах со своих священных изображений.
Мы не одиноки не только потому, что находимся в безпрерывном общении с Небесной Церковью, но и потому, что все мы, православно верующие люди, составляем одну великую семью Божиих детей.
Вот ты принес в храм Божий свою скорбь и о ней воздыхаешь перед Господом. Рядом с тобой стоит тот, кто пришел со своей скорбью и бедой и молится так же, как и ты. Ты вошел сюда, в храм Божий, для того, чтобы сложить перед Господом свое греховное бремя. А рядом с тобой плачет в слезах покаяния другая душа. Тебя привела сюда твоя вера; с ней пришел сюда и я, и другой, и третий.
И все мы объединены одной верой. Эта общая наша вера, общая молитва и покаяние делают нас близкими по духу друг к другу, родными во Христе. Нередко бывает, что среди родных по плоти нет такой близости духовной и таких уз взаимной любви, какие существуют между братьями и сестрами во Христе.
Разве имели хоть подобие такого счастья ветхозаветные иудеи? Ведь нет!
Мы не безсильны и не безпомощны, как они, в борьбе со своими грехами и страстями.
Господь нам подает через Свою Церковь обильную благодатную помощь в Таинствах, в священнодействиях, в молитвах и многократных благословениях, какими сопровождается каждое наше богослужение. С этой помощью Божией верующие люди имеют силу преодолевать любые беды и болезни, побеждать греховные страсти и искушения.
Для победоносной борьбы со скорбями и страстями Господь нам дал, по слову святого апостола Павла, великое духовное оружие (Еф.6:14-17).
Все мы имеем «щит веры» — ту веру в сердце, за которую умирали святые апостолы и мученики, веру, которая «горами движет», которая воодушевляет христиан ничего не страшиться и ничего не жалеть ради приобретения Царства Небесного (Мф.17:20, 21:21).
Мы имеем «шлем спасения», то есть надежду на то, что спасительная помощь Божия не покинет нас ни на одну минуту нашей жизни. В руках у нас «меч духовный» — слово Божие, которое является для нас неисчерпаемым источником утешения и вдохновения.
Как же тепло и радостно жить нам в лучах Божественного Солнца Христа! Какие мы счастливые! На эту любовь к нам нашего Небесного Отца и за этот неоценимый дар счастья ответим, мои дорогие, еще более крепкой и убежденной верой в родившегося на земле Спасителя мира, еще более горячей любовью к Тому, в Ком наше счастье и наше будущее блаженство. Эта любовь к Сладчайшему Господу пусть выражается у нас в усердии к храму Божию и молитве, в благоговейном внимании к слову Божию и в нашей жажде спасти свою душу для вечности.
Когда мы смотрим своими духовными очами в глубь веков, обращаемся к тем временам, когда еще царила «ночь» на земле, мы видим, какой святостью сияли ветхозаветные праведники, жившие верою только в грядущего Спасителя мира!
Воистину они были огненными столпами среди мрака ночи.
Вот праведный Ной, сохранивший веру среди всеобщего греховного растления; Авраам с его всецелым послушанием Богу; Моисей с его пламенной любовью к своему народу; святые мученики Маккавеи, отдавшие жизнь за Единого Истинного Бога; целый сонм вдохновенных пророков…
Если даже те века рождали таких носителей чистого и святого духа, сосуды крепчайшей веры, то какими же рабами Божиими, исполнителями воли Божией должны быть мы, которым дается преизобильная благодать Божия для жизни во Христе, даны безчисленные примеры святых для подражания; мы, кто имеет счастье причащаться Святых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых!
Пусть же безсмертная душа каждого из нас украшается красотой христианской добродетельной жизни! Гордые пусть становятся смиренными, грязные душой и телом пусть спешат очищать себя от этой грязи, жестокие и равнодушные пусть познают красоту милосердия!
Всё это будет тем путем, которым нас с вами зовет за Собой в жизнь вечную Сладчайший Спаситель, незаходимое Солнце нашей жизни".